|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Трактор Кировец К 700 - как рождалась легендаПортал Industrialy.ru предлагает вашему вниманию статью, рассказывающую о одном из самых значительных и знаковых объектов тяжелой промышленности России – мощном тракторе Кировец К700 , который во многом стал основоположником современного сельского хозяйства.Знаменитый Кировский завод стал преемником одного из первых российских заводов – Путиловского, который был заложен еще в начале 19 века. Предприятие Путилова производило множество технически сложной продукции, многие из которых были сделаны в нашей стране впервые. Из цехов завода выходили бронепоезда, паровозы, пушки, трактора, первые легковушки и многое другое. Головное предприятие «Петербургский тракторный завод» - в стране с 1962 года занимается выпуском мощной техники для сельского хозяйства. Самый известный и яркий представитель - трактор «Кировец», своеобразный бренд и ангел-хранитель завода. «Кировцы» производятся в шести модификациях, от 300 до 420 л.с., а также на их базе освоен выпуск разнообразной спецтехники дорожного и строительного профиля. Постоянно проводится работа по повышению качества и функциональности продукции, расширяются линейки техники нового поколения. Среди многих знаменательных дат в летописи Кировского завода, одна из них стоит особняком. 13 июля 1962 года из сборочного цеха завода сошел первый трактор «Кировец» К-700, навсегда изменив всю судьбу не только предприятия-изготовителя, но и ставший настоящим прорывом в машиностроении тяжелой техники. Выпуск «Кировца» стал крупнейшим событием в СССР. Революционная конструкция с «ломающейся» рамой, состоящей из двух независимых частей, связанных шарниром, позволила использовать эту машину на сильнопересеченной местности. Шарнирная рама, в отличие от сплошной, может спокойно огибать все неровности, не создавая деформирующего напряжения. Без преувеличения можно сказать, что этот трактор был одним из тех переломных моментов, которые формируют новое историческое пространство на территории целой страны. В то далекое летнее утро заводское радио сообщило всем работникам завода, что на свет появился долгожданный первенец, богатырь «Кировец-700». Взволнованные рабочие, затаив дыхание, следили, как первый водитель Сергей Катыкин взялся за руль, завел двигатель и проехал немного по заводской площадке под крики радости и искренние слезы создателей машины. Эти первые шаги, которые сделал трактор, стали началом большого и долгого пути. «Кировец» не даром назвали богатырем, его габариты впечатляют: длина – 7 метров, высота свыше 3, а масса 11 тонн. При этом трактор развивает скорость до 30 км\ч. Более семи тысяч деталей были собраны вместе и образовали мощную конструкцию. Десятки заводов и и конструкторские бюро работали над созданием будущей легенды. От момента начала работы над трактором и заканчивая его выходом из сборочного цеха прошел почти год. Тысячи работников Кировского завода с нетерпением ожидали этого дня. Но чтобы этот день наступил, предпосылки создания трактора были заложены задолго до того. Вскоре после войны, когда потихоньку стало восстанавливаться сельское хозяйство и промышленность, правительство поставило перед народом новые цели и задачи. Плановая политика диктовала сельскому хозяйству требования увеличивать посевные площади, распахивать целину, создавать большие, сильные хозяйства, чтобы обеспечить обессилевшее государство зерном. Для решения этих задач нужны были особо мощные тракторы, способные быстро и качественно распахивать целину и производить другие полевые работы. К 60-х годам страна располагала только небольшими маломощными гусеничными машинами ДТ54 и тракторами с металлическими шипованными колесами. Такой автопарк не соответствовал текущим условиям и требовал обновления и модернизации. Во всем мире уже давно было известно, что тракторы на резиновых колесах гораздо более приспособлены для решения задача, требующих быстрого реагирования. Такие машины более маневренны, универсальны, могут ездить по дорогам общего пользования с нормальной скоростью, спокойно вписываясь в поток обычных машин. Гусеничные и железноколесные машины не могли похвастаться такой проходимостью, их возможности были сильно ограничены. Еще в 1959 году Хрущеву во время поездки в США продемонстрировали американский образчик мощной колесной техники трактор «Джон Дир», который советский лидер очень высоко оценил. А когда вернулся в СССР, то тут же дал задание министерству промышленности организовать производство советских тракторов, отвечающих всем все возрастающим требованиям. Трактор должен быть скоростным, мощным и универсальным. Такую технику в России в то время еще никто не мог построить. В августе 1961 года решили начать проектирование на Кировском заводе, которое уже имело богатый опыт в данной сфере машиностроения, начиная еще в бытность свою Путиловским предприятием. Еще с царских времен завод был нацелен на многопрофильность производства и многофункциональность навыков своих работников. В предельно короткие сроки, что являлось своеобразной «фишкой» завода, удалось добиться существенных результатов. К концу 1961 года уже был готов эскиз проекта, а 26 января 1962 года проект конструкторы успешно защитили и допустили к производству. Благодаря всем техническим решениям, трактор «Кировец» стал первой машиной СССР, которая соответствовала мировым требованиям того времени. Коробка с 16 передачами, два ведущих моста, механическое управление. Выдающиеся тяговые характеристики позволили в несколько раз увеличить темпы и производительность труда на сельхозугодьях, что, естественно, повлияло на повышение урожайности и качеству сельхозпродукции. Внимание было уделено и условиям труда водителя трактора. Появилось отопление, сиденья с рессорами, вентиляция, возможность предпускового прогрева двигателя. Сам тракторист мог выполнять все операции по работе с навесным оборудованием. Правительственный заказ на новый трактор был самым приоритетным на заводе, и все силы были брошены на его выполнение. Заказы на детали для трактора выполнял весь завод в первую очередь. В конце января 1962 года почетный токарь О. Ларченков выточил на станке первую деталь, а спустя 6 месяцев из ворот завода на свет вышел своим ходом первый собранный трактор. Прямо после радостного митинга трактор поехал на поле местного хозяйства, где и начались первые отладочные испытания машины. И все показатели, заложенные при проектировании, оправдались. Мощная машина играючи перепахивала целинное поле на высокой скорости, переворачивая неподъёмные пласты земли. Весной 1963 года первая партий из 7 тракторов вышли на государственные испытания. Им предстояло потрудиться в тяжелых условиях Азербайджана, Казахстана, где они с блеском подтвердили свои высокие характеристики. Всего в 1963 году было собрано 50 тракторов. «Кировцы», можно, сказать «проснулись» знаменитыми на всю страну. Производство тракторов шло ускоренными темпами. В 1964 году заработал полноценный конвейер и к концу года с него сошли 1200 машин. В 1966 – 3820, и темпы росли год от года. Уже в 1975 «Кировецу» отметил юбилей –с момента первого трактора вышло сто тысяч машин. В 1980 – уже 200 тысяч, 1985- 300 тысяч. В 1987 году был установлен мировой рекорд по выпуску тракторов – 23003 штуки в год. Славная судьба «Кировца» стала судьбой всей России и многих ее жителей. Эти трудяги выполняли до 40% всех работ в сельском хозяйстве. Некоторые «Кировцы» были в строю по 20-30 лет, а то и больше. «Кировец» высоко оценили и за рубежом. Мировые ведущие инженеры признавали, что советский трактор обогнал весь мир на 20-30 лет. В 1968 году «Кировец» завоевал золотую медаль на выставке в Германии, а на следующий год он был с триумфом принят на 40-м Парижском салоне выставке тракторов, где был признан лучшей машиной в мире. |