|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Педагогической деятельности7 декабря 1859 г. Д. К. Чернов прикомандировывается к Технологическому институту «для занятий по составлению систематического каталога машинам, орудиям и прочим снарядам, хранящимся в техническом музее, а также для преподавания черчения»2. С этого момента начинается его многолетняя педагогическая деятельность в высшей школе. Он преподает не только черчение, но и математику и одновременно неустанно учится сам: на правах вольнослушателя проходит курс физико-математического факультета Петербургского университета. Быстро пролетели 22 года инженерной деятельности Владимира Ефимовича на уральских заводах. В 1907 г. он получил предложение занять кафедру металлургии стали Петербургского политехнического института. С этого момента начинается его плодотворная научно-педагогическая деятельность. Глубокое знание металлургических процессов, умение живо и увлекательно рассказать о них слушателям, простота во взаимоотношениях со студентами и преподавателями быстро выдвинули Грум-Гржимайло в число ведущих профессоров Политехнического института. Здесь он заложил основы замечательной «грумовской» научной школы, сформировавшей немало талантливых инженеров-металлургов. В этой области особенно велики заслуги Н. С. Курнако-ва и А. А. Байкова. Их плодотворная научная, производственная и педагогическая деятельность началась почти одновременно в последние десятилетия прошлого века. Завершилась она уже в нашу эпоху, когда Советский Союз стал передовой индустриальной страной. Два года спустя Курнаков окончил Горный институт по заводскому отделению и был оставлен при кафедре для занятий в химической лаборатории. С этого времени и начинается его научно-педагогическая деятельность. Она продолжалась почти 60 лет. На рубеже двух веков в Екатеринославе открывается Высшее горное училище. Павлов становится во главе кафедры металлургии. Так в 1900 г. начинается его педагогическая деятельность, продолжавшаяся несколько десятилетий. Тридцатые годы в развитии инженерного образования были тем периодом, когда проходила дальнейшая дифференциация учебных предметов, определялись их рамки, преемственность и последовательность прохождения. В области радиотехнического образования можно считать, что типовой учебный план подготовки инженеров сложился уже к 1930 г. В создании этого плана большую роль сыграли взгляды и научно-педагогическая деятельность в Москве М. В. Шулейкина и И. Г. Кляцкина, а в Ленинграде — А. И. Берга. В книге освещены жизнь и творчество видного советского ученого и горного инженера Льва Дмитриевича Шевякова, одного из основоположников важного раздела горной науки — теории проектирования угольных шахт. Инженерная, научная и педагогическая деятельность Л. Д. Шевякова показана на фоне развития горного дела и производительных сил в стране. Авторы уделили внимание также научно-организационной, публицистической и общественной деятельности академика Шевякова. Вся научно-педагогическая деятельность Г. А. Шаумяна была связана с МВТУ им. Н. Э. Баумана, где свыше 30 лет он заведовал кафедрой «Станки и автоматы». Именно здесь в 1932 г. впервые им был прочитан курс «Автоматы», а 15 лет спустя — курс «Автоматизация производственных процессов». Он разработал эти курсы на базе методологического принципа, который сейчас является общепризнанным: учить студентов не столько знанию, сколько умению; давать им ключ к пониманию, аппарат сравнительного анализа и оценки. Поэтому вместо описательно-повествовательной основы, согласно которой студентов знакомят последовательно с методами и средствами автоматизации загрузки, автоматизации управле- Большое внимание в эти годы Иван Иванович уделяет истории науки. Им создается ряд очерков о творчестве виднейших ученых и классиков науки (Леонардо да Винчи, П. Л. Чебышев, Л. В. Ассур, Н..И. Мерцалов, В. В. Добровольский, В. П. Горячкин, Н. Е. Жуковский), изучается история русской школы теории механизмов и машин. Одновременно продолжается и педагогическая деятельность. С 1941 г. и до конца жизни Иван Иванович являлся заведующим кафедрой теории механизмов и машин Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе. В 1947 г. издается написанный им совместно с В. А. Зиновьевым и Б. В. Эдельштейном «Сборник задач по теории механизмов и машин» для втузов. Артоболевский перерабатывает свой учебник по теории механизмов (2-е издание выходит в 1951 г., а 3-е — в 1953 г.), который становится основным пособием по изучению теории механизмов и машин для студентов механиков и машиностроителей высших технических школ Советского Союза. Этот учебник был переведен на ряд иностранных языков и не только оказал значительное влияние на программы и методы преподавания во многих технических школах за пределами Советского Союза, но и способствовал становлению ряда национальных школ в области теории механизмов и машин, В 1900 г. начинается более чем полувековая педагогическая деятельность М. А. Павлова. Он заведует кафедрами в Высшем горном училище в Екатеринославе, Петербургском политехническом институте, Горной академии в Москве, Московском институте стали. Ученый не прерывает связей с промышленностью. Один за другим выходят его научные труды: «Атлас чертежей по доменному производству» (1902 г.), «Альбом чертежей по мартеновскому производству» (1904 г.), «Размеры мартеновских печей по эмпирическим данным» и «Определение размеров доменных печей» (обе работы опубликованы в 1910 г.). Эти труды имели большое значение для разработки теории и практики металлургии. Сопоставляя многочисленные опытные и расчетные материалы, М. А. Павлов разработал оригинальные способы определения оптимальных соотношений основных элементов металлургических агрегатов, обеспечивающих в данных конкретных условиях максимальный производственный эффект. Большое внимание в эти годы он уделяет истории науки. Им создается ряд очерков о творчестве виднейших ученых и классиков науки (Леонардо да Винчи, П. Л. Чебышев, Л. В. Ассур, Н. И. Мерцалов, В. В. Добровольский, В. П. Горячкин, Н. Е. Жуковский), изучается история русской школы теории механизмов и машин. Одновременно продолжается и педагогическая деятельность. С 1942 г. и по настоящее время Иван Иванович является заведующим кафедрой теории механизмов и машин Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. В 1947 г. издается написанный им совместно с В. А. Зиновьевым и Б. В. Эделынтейном «Сборник задач по теории механизмов и машин» для втузов. Артоболевский перерабатывает свой учебник по теории механизмов (2-е издание выходит в 1951, а 3-е — в 1953 г.). Учебник становится основным пособием по изучению теории механизмов и машин для студентов механиков и машиностроителей высших технических школ Советского Союза. Этот учебник был переведен на ряд иностранных языков и оказал значительное влияние на только на программы и методы преподавания во многих технических школах за пределами Советского Союза, но и способствовал становлению ряда национальных школ в области теории механизмов и машин. За 40 лет производственной, научной и педагогической деятельности Н. С. Горбуновым опубликовано более 170 печатных работ. Книги «Диффузионные покрытия на железе и стали» и «Физико-химические основы вибрационного уплотнения порошковых материалов» переведены за рубежом на английский и немецкий языки. Но при этом было упущено, что сочинения Аристотеля, не очень противореча догматам церкви, открывают все-таки путь к изучению мира, к развитию точных наук, то есть к отделению познания от веры. Началось оживление научно-педагогической деятельности, стали создаваться первые университеты в Болонье, Падуе, Са-лерно, Париже, Оксфорде. Подлинный расцвет научной, общественной и педагогической деятельности выдающегося металлурга приходится на послеоктябрьские годы. «Наиболее плодотворный период моих работ, — свидетельствовал сам ученый, — наступил только при Советской власти, когда создались такие условия для научно-технической деятельности, которых раньше никогда и нигде не было» Гб. В 1904 г. М. А. Павлов избирается профессором металлургии Петербургского политехнического института. Он переезжает в столицу и целиком посвящает себя научно-педагогической деятельности в области доменного производства. Однако его продолжают интересовать и вопросы металлургии стали. В 1910 г. выходит в свет написанная им работа «Размеры мартеновских печей по эмпирическим данным». Почти одновременно публикуется и другой классический труд ученого — «Определение размеров доменных печей». Обе работы явились вкладом в теорию и Книга посвящена известному советскому ученому-машиностроителю Г. А. Шаумяну (1905—1973), чья деятельность во многом определила направления и задачи науки об автоматах и автоматических линиях. Авторы анализируют его труды, в которых разработаны научно-технические основы автоматизации и которые оказали существенное влияние на становление автоматизации в машиностроении и приборостроении. Основные этапы жизни, научной и педагогической деятельности Г. А. Шаумяна рассматриваются в тесной взаимосвязи с развитием отечественной науки и техники, тенденциями мирового автоматостроения. Анализируя различные аспекты его многогранной научной, инженерной и педагогической деятельности, его творческое наследие, можно попытаться определить наиболее характерные черты личности Г. А. Шаумяна как ученого и человека. Таким было начало педагогической деятельности. Несколько ранее начинается его научная деятельность, точнее, научно-инженерная, настолько органически связано творчество Ивана Ивановича с практикой машиностроения. За 50 лет своей преподавательской деятельности Иван Иванович подготовил многочисленные кадры инженеров. Он читал лекции по теории механизмов и машин, синтезу механизмов, динамике машин, общей теории колебаний, теории регулирования машин, уравновешиванию авиационных и морских двигателей, теории сельскохозяйственных машин, теории пространственных механизмов, основам теории машин-автоматов, теории и расчету мельничных машин, теории крутильных колебаний валов двигателей и другим дисциплинам. Он первым поставил преподавание общего курса теории механизмов и машин в университете; прочитал для студентов механико-математического факультета МГУ ряд спецкурсов. Если учесть, сколько студентов изучает механику машин по учебникам и учебным пособиям И. И. Артоболевского, то окажется, что число его «косвенных» учеников превысило не одну сотню тысяч. Он был непосредственным руководителем более 100 кандидатских и докторских диссертаций. Среди учеников Артоболевского много ученых из социалистических стран. Едва ли не все ученые, специалисты в области теории механизмов, работающие в союзных республиках, — его ученики. Воспитание национальных кадров — одно из важных направлений его педагогической деятельности. Работу И. И. Артоболевского в Обществе по распространению политических и научных знаний (реорганизованного с 1963 г. во Всесоюзное общество «Знание») можно также считать частью его научной и педагогической деятельности. В 1966 г. он возглавил Правление Всесоюзного общества «Знание», которым бессменно руководил до конца жизни. В 1972 г. факультетом выполнено научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам на сумму свыше 350 тыс. руб., что способствует укреплению материальной базы факультета и вносит определенный вклад в развитие химической промышленности. Приведенные краткие данные о научно-педагогической деятельности факультета свидетельствуют о том, что он является крупным научно-педагогическим учреждением, способным успешно решать поставленные задачи. классы, а в девятнадцать с половиной лет (годом позже, чем Шухов) стал инженером-механиком. В год окончания училища был удостоен золотой медали за исследовательскую работу, оставлен для педагогической деятельности, а затем избран профессором. Характеризуя новаторские шуховские сетчатые конструкции, он отметил: «В существующих курсах инженерного и строительного искусства бесполезно было бы искать на этот счет каких-либо указаний... для этого нужна была особенная, неутолимая пытливость ума самостоятельного инженера» 9). в определенных направлениях научно-исследовательской, конструкторской и педагогической деятельности. М. В. Сторожеву было поручено исследование гидравлических и кривошипных прессов, В. И. Залесскому — ГКМ и печей, В. М. Аристову — технологии ковки и штамповки алюминиевых сплавов, Е. П. Унксову — рессорных и пневматических молотов, теории пластических деформаций, И. И. Гиршу — ГКМ. Сам А. И. Зимин, кроме общего научного руководства и выработки общих принципов построения кузнечных машин, взял на себя исследования винтовых фрикционных прессов и паровоздушных молотов, а также исследования по теории пластических деформаций. Рекомендуем ознакомиться: Подшипника установленного Параметры технологического Подшипники изготовленные Подшипники необходимо Подшипники применяются Подшипники радиально Подшипники смазывают Подшипники установлены Подшипниковой промышленности Подшипников электрических Подшипников двигателей Подшипников коленчатого Параметры торможения Подшипников практически Подшипников приведены |