Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Нефтяными монополиями



Поиски нефти в Южно-Китайском море предполагается вести совместно' с нефтяными компаниями Австралии.

В конкурентной борьбе за нефть французские нефтяные компании заключили в ряде стран соглашения, резко отличающиеся от соглашений, заключенных нефтяными компаниями Великобритании, США, ФРГ и других капиталистических стран (кроме Италии) с нефтедобывающими странами. Эти условия не 50 : 50, как это было принято в первые годы после второй мировой войны, а 75 : 25 в пользу нефтедобывающей страны. Соглашения, заключенные Францией, предусматривают создание смешанных компаний.

Нефтедобывающие страны — экспортеры нефти Азии и Африки в октябре 1973 г. без согласования с иностранными нефтяными компаниями повысили цены на нефть на 70%, а с января 1974 г. — на 128%. В последние годы повысились налоги на прибыль иностранных нефтяных компаний, увеличился доход нефтедобывающих стран.

Борьба между иностранными нефтяными компаниями за иранскую нефть началась еще накануне первой мировой войны и продолжается до сих пор.

В 1972 г. правительство Кувейта установило полный контроль над добычей нефти, бурением скважин и сбытом нефти, над действующими в стране нефтяными компаниями США. В 1975 г. принято решение о выкупе 40% акций «Кувейт нейшнл петролеум», принадлежащих частным гражданам Кувейта. В июне того же года нефтедобывающая промышленность Кувейта была полностью национализирована. Английская компания «Бритиш петролеум» и американская «Галф ойл» вынуждены были передать свою собственность правительству Кувейта за определенную компенсацию.

К 1975 г. Египетская генеральная нефтяная корпорация («ЕГНК») подписала более 30 концессионных соглашений с нефтяными компаниями США, Японии, ФРГ, Бразилии и других стран на производство поисково-разведочных работ на нефть. Эти соглашения предусматривают благоприятные условия для деятельности иностранных компаний (гарантии для капиталовложений, освобождение от налогов, право вывоза получаемой прибыли и т. п.). В частности, компания США «Шеврон ойл» ведет поисково-разведочные работы вблизи г. Гемза на берегу Суэцкого залива.

Значительная часть угля в США добывается нефтяными компаниями, на долю которых в 1975 г. приходилось примерно 25% общей добычи угля в стране. Они контролируют шесть крупнейших угледобывающих фирм во главе с известной компанией «Коносли дейшн коал» с годовой добычей более 52 млн. т в год.

В январе 1976 г. Венесуэла национализировала нефтяную промышленность, досрочно расторгнув концессионные соглашения с иностранными нефтяными компаниями, срок которых истекал в 1983 г.

В 1969 г. в Венесуэле был принят закон, по которому весь газ, не используемый нефтяными компаниями, после извлечения из него жидких углеводородов должен сдаваться бесплатно государственной компании «КВП». Сжиженный газ экспортируется из Венесуэлы танкерами в Бразилию, Аргентину и на острова Кюрасао и Аруба. Сжигание газа в факелах теперь резко сократилось.

вложения в угольной промышленности. Британская газовая корпорация, как монопольный покупатель газа, поддерживаемая правительством, установила цены на газ, поставляемый с первого газового месторождения в Южном бассейне, на уровне, который нефтяные компании оценили как обоснованный. Цены за газ, добываемый на месторождениях, открытых позднее, уже не оценивались как благоприятные. Это мнение препятствовало дальнейшим разведочным работам на юге и способствовало их перемещению в северный район. Он стал преимущественно нефтяным, но обеспечивает и значительные поставки газа. Свобода в торговле вновь открытой нефтью привлекала небольшие нефтяные компании и компании, ранее не занимавшиеся нефтью. В результате в секторе Северного моря, принадлежащем Великобритании, наблюдается неоднородный состав инвесторов. В их число входят и иностранные не национализированные компании, например, из Ирана и ФРГ. Совсем недавно была создана и Британская национальная нефтяная корпорация (БННК). В правительственной Белой книге «Политика Великобритании относительно морских ресурсов нефти и газа» в июле 1974 г. были опубликованы предложение о формировании государственной нефтяной компании и планы по новой системе налогообложения, изменениях в условиях действующих лицензий, о преобладающей роли государства в предприятиях по действующим и будущим лицензиям. Эти планы создали атмосферу неопределенности, которую усугубило снижение спроса на нефть и энергию вследствие мирового экономического спада, высоких цен, экономии энергии, соответствующих экономических мероприятий и мягких зим. Правительство в 1975 г. приняло законодательство о нефти и подводных трубопроводах и продолжало вести переговоры с нефтяными компаниями о преобладающем участии государства. Неопределенность, однако, затянулась отчасти из-за того, что многие положения принятого законодательства содержали элемент свободы действий по усмотрению соответствующего правительственного ведомства, и значение этих положений было трудно оценить заранее до появления прецедентов. 1 января 1976 г. БННК стала юридически субъектом, принявшим на себя все вложения в нефть Национального управления угольной промышленности, его небольшие штаты по этой части и значительные обязательства по предстоящим затратам на разработку. Председатель БННК подчеркнул, что он хочет работать с частным сектором как с партнером, но не скрыл того, что это ему необходимо для использования знаний и опыта частных компаний. К середине 1976 г. БННК финансировала затраты в размере 375—425 млн. ф. ст., в том числе 90 млн. ф. ст. за счет 500 млн. ф. ст. ассигнований Национального управления угольной промышленности на новое строительство. Акции «Бурмаг ойл К°» в разработке нефтяного месторождения Ниниан были приобретены за 900 млн. ф. ст. и 65 % ее участия в разработке нефтяного месторождения Тистл — за 87 млн. ф. ст. Обязательства по дальнейшим инвестициям в разработку месторождения Тистл составляли примерно 300 млн. ф. ст.

С другими нефтяными компаниями были также заключены сделки или велись переговоры, и БННК быстро входила в нефтяную промышленность. Договор с компанией «Бритиш петролеум» обеспечит БННК подготовку кадров и опыт в области нефтепереработки и торговли нефтепродуктами. БННК имеет права на деятельность и в этой сфере, если она сочтет это необходимым, хотя в первые 6 мес. своего существования БННК не взяла на себя в данной области финансовых обязательств. Правительство сделало обязательным для всех работодателей на морских разработках признание установленных законом профсоюзов и предоставило их работникам общие профсоюзные права согласно закону по защите найма на работу. Правительство подтвердило, что эти меры лишь распространяют нормальные трудовые взаимоотношения в промышленности, существующие на суше, на морские акватории. Эти примеры не охватывают полностью всех аспектов участия правительства Великобритании в освоении морских ресурсов. Ниже, при анализе освоения газа, будут рассмотрены и другие аспекты. Однако приведенный материал достаточен для сравнения с положением в других странах.

В отличие от США страны Западной Европы не располагают значительными ресурсами углеводородного топлива, а местные угли в основном добываются в глубоких шахтах и поэтому дороги. Переход к широкому использованию в энергетическом балансе углеводородного топлива базировался здесь преимущественно на импортируемых энергетических ресурсах, причем нефть поставлялась международными нефтяными монополиями из стран Ближнего и Среднего Востока по ценам, обеспечивавшим ее успешную конкуренцию с углем местной добычи [9]. В условиях практического отсутствия в большинстве западноевропейских стран собственных ресурсов природного газа и дороговизны угля развитие нефтеснабжающей системы в этом регионе шло по направлению широкого использования нефти, причем

1. Крайне неравномерное размещение ресурсов нефти при несовпадении центров ее добычи и потребления, определяемом в том числе навязанным нефтяными монополиями характером международного разделения труда.

Поскольку основу нефтеснабжающей системы стран Западной Европы составляют импортные поставки нефти, осуществляемые в основном международными нефтяными монополиями, динамика и уровень цен на жидкое топливо в регионе непосредственно связаны с ценами на него в международной капиталистической торговле. В этих условиях в западноевропейских странах государство имеет возможность лишь косвенно регулировать цены на нефтепродукты.

Иначе складывалось положение в странах Западной Европы, где почти целиком (за исключением ФРГ) уголь добывался шахтным способом в глубоких, иногда бедных горизонтах и обходился относительно дорого. Фактически, как показано в главе 2, углеснабжающая система Западной Европы под воздействием умело организованной международными нефтяными монополиями конкуренции систематически теряла свои позиции в энергетическом хозяйстве региона, что привело к абсолютному снижению, начиная с 50-х гг., добычи угля в этих странах. Следует отметить, что это падение в основном коснулось каменных углей и в значительно меньшей мере бурых, которые нашли, во всяком случае в ряде западноевропейских стран, постоянного и развивающегося потребителя — электростанции.

шаги по развертыванию строительства новых крупных угольных тепловых электростанций. В этот же период значительно .активизируются экспериментальные работы по переработке углей с целью получения искусственного газообразного и жидкого топлива, причем широкие исследования в этой области проводятся именно нефтяными монополиями. Особая перспективность таких работ в США определяется не только все усложняющейся ситуацией с жидким топливом в стране, но и дешевизной местных углей, особенно открытой добычи, обеспечивающей конкурентоспособность при современных мировых ценах на нефть и нефтепродукты получения из угля не только темных, но и светлых нефтепродуктов (подробнее см. раздел 6-2). В этих условиях в конце 70-х гг. произошло достаточно резкое увеличение добычи угля в США — 718 млн. т каменного угля в 1980 г. по сравнению с 570 млн. т в 1978 г.

нефтяными монополиями в основном из стран Ближнего и Среднего Востока, причем по низким ценам, обеспечивающим конкурентоспособность нефти с углем местной добычи (см. раздел 2-2). В то время как цены на импортную нефть вплоть до начала 70-х гг. поддерживались стабильными и составляли 14—15 долл./т (9,5—10 долл./т у. т.), издержки добычи каменного угля в западноевропейских странах росли в основном в связи с повышением заработной платы шахтерам и переходом на более глубокие горизонты добычи (табл. 3-7).

Во Франции и Италии добыча и поставки газа производятся главным образом национализированными компаниями или фирмами со смешанным (государственным и частным национальным) капиталом. Государственное регулирование цен производится в этих странах в основном путем установления их предельного значения для реализации газа внутри страны. В ФРГ и Нидерландах добыча и реализация газа осуществляются главным образом международными нефтяными монополиями или крупными национальными фирмами. Государственные органы непосредственно не вмешиваются в формирование цен на этот вид топлива, которые устанавливаются монополиями с учетом складывающейся конъюнктуры. Так, компания «Нам газ экспорт», поставляющая голландский природный газ, установила в 60-х гг. цены на него таким образом, чтобы, с одной стороны, «подавить» конкуренцию со стороны алжирского сжиженного природного газа, направлявшегося в Западную Европу, а с другой — обеспечить конкурентоспособность природного газа с мазутом и углем местной добычи в странах-импортерах 2. В результате экспортные цены на природный газ из Нидерландов составляли в конце 60-х гг. 11—14 долл./ЮОО м3 (в среднем около 10 долл./т у. т.), тогда как алжирский природный газ поставлялся по 15—16 долл./ЮОО м3 (фоб-порты Алжира), а цены на мазут находились на уровне 9—10 долл./т у. т. В целях стимулирования наиболее эффективного потребления природного газа правительства стран Западной Европы проводили в 60—70-х гг. также соответствующую тарифную политику.

Таким образом, страны-экспортеры нефти проявили полную решимость защищать свои нефтяные ресурсы от расхищения иностранными нефтяными монополиями. С каждым годом растет единство нефтедобывающих стран, отстаивающих свои законные интересы. Принимаются решения, направленные на самостоятельное ведение дел во всех областях энергетической политики. Так, летом 1974 г. экономическая комиссия организации стран-экспортеров нефти единодушно высказалась за увеличение налогов на прибыль иностранных нефтяных компаний с 55 до 87%. В середине того же года совещание министров нефтяной промышленности арабских стран (Каир) приняло решение о создании арабского энергетического института, который будет заниматься исследованиями в области атомной и солнечной энергии и выявления новых сфер применения нефти. Танкерный флот зарубежной Азии развивается быстро. Общая емкость его к 1980 г. будет составлять 7 млн. т.

Заключенное соглашение свидетельствует о крупном успехе Ирана в его борьбе с иностранными нефтяными монополиями, о дальнейшем ослаблении их позиций на Ближнем и Среднем Востоке.

ТЧг.й ийАтянкгй богатства Катава долгое втэемя использовались крупнейшими нефтяными монополиями промышленно развитых стран капиталистического мира. Добыча нефти в Катаре составляла (в млн. т):




Рекомендуем ознакомиться:
Неразборных соединений
Неразрушающий соединения
Нерегулярного нагружения
Нерегулируемого компрессора
Нержавеющей хромистой
Нейтрализации отработавших
Нержавеющих жаропрочных
Неровностей поверхностей
Несимметричное расположение
Несжимаемых жидкостей
Нескольких элементов
Нескольких гармонических
Нескольких километров
Нескольких контрольных
Нескольких микрометров
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки