Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Нестационарных колебаний



Далее будут обсуждаться нестационарные температурные режимы для обратимых процессов. В заключение будут кратко-описаны приближенные методы преимущественно для задач, к которым применим принцип соответствия.

Расчетная оценка термопрочности тур'бинного диска [4] из сплава ХН77ТЮР на основании экспериментальных данных, характеризующих прочность материала при циклическом неизотермическом нагружении, показала, что и при эксплуатационных режимах влияние циклических пластических деформаций на его долговечность является определяющим, причем обнаружено, что .малоцикловая усталость (JVP=2800' цикл) определяется напряженным и деформированным состоянием в ступице диска. Весьма часто термическая яагруженность конструктивных элементов проявляется в чистом виде за счет воздействия только циклических теплосмен. Например, нестационарные температурные поля, возникающие при .многократных пусках и остановах газотурбинных установок, вызывают в сопловых лопатках высокие уровни термических напряжений и нео'братимые накопления циклических пластических деформаций [49]. Наряду с этим при теплоеменах обнаружена опасная особенность поведения материала в виде необратимого и часто существенного формоизменения, даже при отсутствии механической нагрузки [15, 80]. Анализ расчетных данных для сопловой лопатки ГТД [49] при тепловом режиме (705=fc9000 С), моделирующем реальные эксплуатационные условия, показывает, что в момент выхода на стационарный режим материал лопатки подвергается значительным упругопластическим деформациям (Де = 0,5%); при этом в обеих кромках лопатки возникают пластические зоны сжатия, а на вогнутой стороне профиля лопатки — пластическая зона растяжения, причем и в последнем случае величина упругопластической деформации значительная.

Здесь рассматриваются задачи трех типов: 1) усадочные напряжения, возникающие при равномерном изменении температуры в конструкциях, составленных из элементов, которые изготовлены из материалов с неодинаковыми коэффициентами температурного расширения; 2) напряжения в цилиндрах с многосвязным контуром поперечного сечения при установившемся градиенте температуры; 3) нестационарные температурные напряжения.

Нестационарные температурные напряжения. Если температура в образце резко изменяется, то возникающие напряжения являются функциями времени. Они могут меняться также из-за изменения модуля упругости, который зависит от температуры. Определение напряжений в задачах подобного рода представляется гораздо более сложным делом. При рассмотрении в настоящей главе нестационарных напряжений предполагается, что механические и оптические характеристики материала не изменяются при наблюдающемся изменении температуры.

При резком изменении температуры оболочки двигателя в скрепленном с ней заряде возникают нестационарные температурные напряжения. Как установлено, для толстостенного кругового цилиндра такие температурные напряжения есть монотонные функции времени, достигающие максимальной величины в начальный или конечный момент, когда наступает температурное равновесие [6]. Если это верно и для зарядов со звездообразным

11.5. НЕСТАЦИОНАРНЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

11.5. Нестационарные температурные напряжения ...... 362

Особенности тепломассопереноса для нестационарных условий протекания процессов определяются не только закруткой потока, но и связаны с изменением турбулентной структуры потока в пристенной области течения. Механизм нестационарного тепломассопереноса в этой области будет определяться в основном теми же процессами, что и в случае нестационарного теплообмена в круглых трубах [24]. Этот механизм рассмотрен в разд. 1.3. На нестационарные температурные поля теплоносителя в пучке витых труб, как уже отмечалось, влияют механизмы переноса, характерные для стационарных процессов перемешивания теплоносителя.

Выполненное обобщение опытных данных по нестационарному тепломассопереносу в пучках витых труб с числами FrM = 57 ... 220 и FoM = (0,25 ... 1) 10~2 , базирующееся на физически обоснованной картине процесса, позволило предложить критериальную зависимость, которая может быть использована для замыкания системы дифференциальных уравнений, описывающих течение гомогенизированной среды и позволяющих рассчитать нестационарные температурные поля теплоносителя и витых труб.

115. Коздоба Л. А., Коноплев И. Д. О влиянии зависимости теплофизических характеристик материалов на нестационарные температурные поля лопаток турбин.— Изв. вузов. Серия Энергетика, 1968, № 10, 129—131.

К числу основных факторов, ограничивающих маневренность и надежность оборудования на таких режимах, относятся нестационарные температурные и силовые воздействия рабочих сред на элементы установки, что вызывает изменение их теплового состояния, переменные напряжения и малоцикловую усталость материала конструкции, а также вибрацию, расцентуовки и искривления частей машины, относительные перемещения роторов и корпусов и др. [20].

В заключение раздела отметим, что прохождение системы через резонанс является частным случаем нестационарных колебаний деформируемых систем. Разумеется, этот класс задач сложнее задач, относящихся к установившимся динамическим процессам2).

М и т р о п о л ь с,к и и Ю. А. Нестационарные процессы в нелинейных колебательных системах. — Киев: Изд-во АН УССР, 1955; Митрополь-с к и и Ю. А. Проблемы асимптотической теории нестационарных колебаний. — М.: Наука, 1964; Голоскоков Е. Г., Филиппов А. П. Нестационарные колебания деформируемых систем. — Киев: Наукова думка, 1977.

Был решен ряд задач по автоколебательным процессам в машинах. В последние годы изучались колебания деталей роторных машин и механизмов: крупных роторов мощных турбин и турбогенераторов, барабанов центрифуг^ роторов газовых турбин, шпинделей станков и веретен и ряда других. При этом исследовались колебания самого вала с учетом прецессии центра вала, угловых прецессий плоскости сечений, связанных с ним дисков, влияния собственного веса и неодинаковой жесткости вала в различных направлениях, упругости опор, влияния трения и т. д. Исследованы были также динамические явления, возникающие при работе гибких валов. В частности, такие вопросы, как наличие кратных резонансов и нестационарный переход через эти резонансы, устойчивость в закритической области, влияние присоединенного двигателя ограниченной мощности в условиях стационарных и нестационарных колебаний и др.

Уровень нестационарных колебаний в резонансных областях систем с ограниченным возбуждением меньше, чем на стационарных режимах, и зависит от запаса свободной мощности двигателя при прохождении им резонансной зоны. Параметры а и \ указанных колебаний в рассматриваемых системах с позиционными циклическими возмущениями определяются в результате интегрирования стандартной системы (9.36) или (9.41) дифференциальных уравнений первого порядка с медленно изменяющимися правыми частями.

Для задач динамического анализа и синтеза, связанных с исследованием и устранением критических ситуаций в пусковом диапазоне рассматриваемых систем с ограниченным возбуждением, целесообразно построить мажорантную оценку максимального уровня нестационарных колебаний при прохождении двигателем резонансной области. Запишем первое уравнение системы

Мажорантную оценку ат максимального уровня нестационарных колебаний в общем случае с учетом выражений (9.67), (9.72) можно получить в виде

Заметим, что переход к «квазинормальным» координатам является распространенным приемом, облегчающим построение приближенного решения. В частности, этот прием был успешно развит Ю. А. Митропольским при разработке асимптотической теории нестационарных колебаний [60]. Как показано в этой работе, кинетическая и потенциальная энергии в этом случае с точностью

60. Митропольский Ю. А. Проблемы асимптотической теории нестационарных колебаний. М., «Наука», 1964, 432 с.

Таким образом, возникает необходимость анализа нестационарных колебаний вала с учетом связи его с двигателем.

Рис. 12.53. Комбинированный амортизатор для гашения нестационарных колебаний с ударами и толчками. Корпус 1 (рис. 12.53, а) соединен с ротором 2 с помощью резиновых вкладышей 3. При повороте ротора рычагом 4 (рис. 12.53, б) вкладыши деформируются, их жесткость повышается. Демпфирующая способность амортизатора увеличивается за счет вязкости масла, перетекающего через дросселирующие отверстия.

Исследование поведения ротора на переходных режимах связано с решением дифференциальных уравнений нестационарных колебаний. В качестве динамической системы рассмотрим вал (рис. 1), лежащий на двух опорах, с диском, расположенным посередине. При составлении уравнения движения массу вала и гироскопический момент диска исключаем из рассмотрения. Опоры ротора считаем абсолютно жесткими. Подставляя выражение для кинетической и потенциальной энергии и диссипа-тивной функции в уравнение Лагранжа, получим уравнение движения такой одномассовой системы в виде




Рекомендуем ознакомиться:
Необходимая температура
Необходима определенная
Необходима предварительная
Необходима тщательная
Необходимой информацией
Необходимой пластичности
Необходимой скоростью
Необходимой температуры
Необходимое оборудование
Необходимое разрежение
Называется делительной
Необходимого количества
Необходимого температурного
Необходимостью использования
Называются инвариантами
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки