Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Длительное воздействие



3.1. Длительное статическое нагружение.

Воздушные суда гражданской авиации в процессе каждого полета испытывают не только изменяющиеся по частотному составу нагрузки. Длительное статическое нагружение элементов конструкции ВС с неизменным по уровню воздействием происходит на этапе крейсерского полета. Применительно к алюминиевым сплавам, которые воплощены в конструкции планера и крыльях В С, длительная выдержка под нагрузкой имеет место в течение длительных этапов полета в спокойной атмосфере.

Марка сплава Температура испытания, 3 =я ё2 i Длительное статическое растяжение в зоне излома s Время до разрушения , ч

/ — усталостное разрушение; 2 — длительное статическое разрушение; 3 — однократное

Характер разрушения в ряде случаев зависит от последовательности приложения нагрузок. Так, на стали 12Х18Н10Т было показано [65], что при последовательном нагружении: термоцик-лирование (600°^ЗООС) плюс длительное статическое растяжение (600°С) или при тех же температурных режимах: длительное статическое нагружение плюс термоциклирование, а также попеременное приложение термоциклического и статического напряжения — разрушение всегда проходило по границам зерен, в то время как при «чистых» испытаниях на тех же температурных режимах возможно было смешанное, а при высоких уровнях нагрузки — внутризеренное разрушение.

Весь объем полученных по схемам нагружения (рис. 1.2.1, а — г) экспериментальных данных обработан в терминах уравнений (1.2.8) и (1.2.9). Предельное состояние определяется при этом накопленным повреждением (рис. 1.2.2, а, точки 2). Разброс данных укладывается в достаточно узком диапазоне повреждений от 0,7 до 1,4. На рис. 1.2.2, а кроме того показана кинетика накопления повреждений для случаев, когда сопоставимы циклическое и длительное статическое повреждения и когда одно из них превалирует. Разрушение (образование макротрещины) наступает при достижении накопленным (суммарным) повреждением предельной величины.

Примечание, df — длительное статическое повреждение во временном выражении

ния и сопротивление термоусталостному разрушению, может приводить, особенно при наличии в диапазоне температур испытания «провалов» механических свойств, к существенному отличию в характере (усталостное, длительное статическое) и месте образования термоусталостного разрушения.

На рис. 50 .приведены результаты испытания сплава ЖС6У, выплавленного методом направленной кристаллизации. Эти .данные показывают, что продольно ориентированная структура более долговечна, особенно при Ае>1%. Этот эффект проявляется в большей степени при наличии выдержки на максимальной температуре. В этих условиях в материале накапливается длительное статическое повреждение, а влияние ориентации зерен особенно сказывается на характеристиках длительной прочности. Сопротивление термической усталости образцов с поперечной ориентацией зерен в 1,5—2 раза меньше, чем у образцов с продольной ориентацией. Такое же увеличение долговечности отмечено при испытании сплава Маг-М200, выплавленного методом направленной кристаллизации и испытанного при fmax= = 1230° С [65].

усталостному. В соответствии с этим, при таком нагружении с ро стом температуры происходит переход от преобладающей роли усталостного повреждения к длительному статическому, и только в некотором интервале температур их роль сопоставима. В качестве примера на рис. 7 приведена температурная зависимость разрушающего числа циклов при малоцикловом нагружении с частотой 18 циклов/мин для кобальтового сплава [8], чувствительного к тем-пературно-временным влияниям. На графике нанесены кривые, определяющие разрушение усталостное по уравнению типа (4) и разрушение длительное статическое по уравнению типа (6) с пересчетом на число циклов согласно зависимости Nv = TPV. При температурах до 600° С определяющим оказывается усталостное разрушение (участок /), для температур выше 650° С — длительное статическое (участок ///), т. е. область взаимодействия повреждений двух типов (участок //) ограничивается в данном случае 50°. Об ограниченности области такого взаимодействия свидетельствуют и другие данные.

жения формы цикла при термоциклическом нагружении предложено также использование суммирования в степенной форме статического и усталостного повреждения при циклическом без выдержек (пилообразная форма цикла) термоусталостном нагружении [22]. На рис. 10, а показана соответствующая схема разделения нагружения на длительное статическое, при максимальной температуре цикла, с напряжением аэкв = / (а0, ак) (определенным как эквивалентное по накопленному повреждению в процессе релаксации от а0 до ак) при выдержках и непрерывно циклически меняющимся с амплитудой а0 от повторного неизотермического нагружения. При накопленном числе циклов NH и длительности выдержек Ат общая длительность статического нагружения тн —

Длительное воздействие на металл повторно-переменных напряжений может вызвать образование трещин и разрушение даже при напряжениях ниже а0)2.

Окружающая среда. Не только основные компоненты атмосферного воздуха — кислород и азот, но и примеси влаги, сернистого газа и др. влияют на свойства металлов при испытании, изготовлении и эксплуатации; исследования в инертных газах и вакууме также могут оказать влияние на получаемые результаты. Это наблюдается не только при высокотемпературных испытаниях, но и при обычной температуре, если имеет место длительное воздействие окружающей среды.

Для неохлаждаемых ВТП применяют термостойкие материалы: каркасы из радиочастотной корундовой керамики и провода в стеклянной изоляции или с теплоизоляционными и антикоррозионными покрытиями (типов ПМС, ПЭСК, ПНЭТ, ПЭТВ). Эти материалы выдерживают длительное воздействие температуры до 500 °С и более, сочетают высокую механическую прочность с хорошими электроизоляционными свойствами.

Помимо перечисленных элементов конструкции и материалов имеет место длительное воздействие во время стоянки воздушного судна на стойки шасси. Стойки изготавливают из титановых сплавов, средне- и высокопрочных сталей. Поэтому для указанной группы материалов проблема влияния формы цикла нагружения на скорость роста усталостных трещин является также актуальной.

лом лопатки испытывал более длительное воздействие горячих газов двигателя.

1 № С96301023, лопатка № 42 2938/444 68 7х 1,8 352-415 Длительное воздействие на лопатку повышенных рабочих температур

Длительное воздействие шума большой интенсивности приводит к паталогическому состоянию слухового органа, к его утомлению. Ухо человека, являясь чрезвычайно чувствительным «измерительным» инструментом, реагирует на весьма малые изменения силы звука. Еще в 1860 г. Фехнером было показано, что между величиной раздражителя / и приростом раздражения А/ существует зависимость

среднесуточной допустимой концентрацией, длительное воздействие которой не вызывает необратимых последствий для здоровья человека;

Влияние влажности на прочность однонаправленных композитов было исследовано частично в целях их приложения к морским конструкциям. Фрид [26] отметил, что в испытаниях при комнатной температуре длительное воздействие воды не оказало заметного влияния на прочность стеклопластиков. У некоторых композитов отмечалось даже увеличение прочности.

циклов с использованием соответственно пересчитанных механических характеристик материала. Предположим, что рассматриваемый слоистый композит содержит начальную поперечную сквозную трещину длиной 2а. Тогда первые несколько циклов нагруже-ния при заданных отношениях напряжений и амплитуды максимального напряжения не приведут к существенным изменениям напряженного состояния у кончика трещины. Последующее длительное воздействие циклической нагрузки вызовет изменения в матрице, волокнах и поверхности раздела. Этот процесс описывается уравнениями (2.6), (2.7). Наступает момент, когда характеристики жесткости и прочности композита изменяются настолько, что появляется возможность распространения трещины в направлении нагружения, как показано на рис. 2.27. Вначале рост трещины устойчив — это было показано ранее. Следовательно, геометрия образовавшейся трещины такова, что материал еще может безопасно подвергаться дальнейшему нагружению. При этом продолжается уменьшение модулей упругости и прочности, что, вероятно, вызывает ускорение роста трещины. В конечном итоге после многократного повторения циклов нагружения свойства материала ухудшаются настолько, что при амплитудном значении напряжения трещина прорастает катастрофически и наступает усталостное разрушение. Однако следует иметь в виду, что в результате действия механизмов, тормозящих разрушение, как в случае слоистого композита со схемой армирования [0°/90°]s, усталостное испытание может закончиться разрушением образца вследствие падения его прочностных свойств. В процессе усталостного нагружения могут, кроме указанного, проявиться и другие механизмы разрушения, такие, как разрушение волокон в окрестности кончика трещины из-за высокой концентрации напряжений. За этим может последовать распространение поперечной трещины, как показано на рис. 2.31, или межслойное разрушение (расслоение) вблизи надреза (рис. 2.16), или вдоль свободных кромок образца (рис. 2.17). В любом из этих случаев развитие процесса разрушения поддается предсказанию. Получив количественную оценку протяженности области разрушения (определяемой как а или а), можно установить соотношения da/dN или da/dN и сравнить их с экспериментальными данными.

Пороговая концентрация запаха для NO2 составляет около 225 мкг/м3. Чересчур длительное воздействие NO2 при концентрации порядка 150 мкг/м3 приводит к стесненности дыхания и воспалению бронхов; повышается частота респираторных заболеваний.




Рекомендуем ознакомиться:
Дисульфида молибдена
Дизельных двигателей
Длинноволновое излучение
Длительные промежутки
Длительных испытаниях
Длительным статическим
Длительной эксплуатацией
Давлением всасывания
Длительной остановкой
Длительной термической
Длительное сохранение
Длительного деформирования
Длительного нагружения
Длительного статического
Длительному статическому
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки