Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Диаграммы напряжений



Оборудование предприятий нефтехимии и нефтепереработки работает в условиях действия механических напряжений, высоких температур и коррозионно-активных рабочих сред, инициирующих возникновение и накопление повреждений, приводящих со временем к нарушению его работоспособности. Современные методы механики деформируемого твердого тела позволяют прогнозировать долговечность конструкций на основе расчета напряженно-деформированного состояния для любой точки конструкции. Но для расчета напряженно-деформированного состояния на действующей конструкции необходимо точное знание всех термомеханических режимов эксплуатации либо текущей диаграммы нагружения. Знание исходных на момент изготовления конструкции механических свойств металла недостаточно, так как они в процессе эксплуатации существенно изменяются. Проведение стандартных механических испытаний на действующей конструкции невозможно, поэтому в настоящее время расчет напряженно-деформированного состояния для оценки долговечности осуществляется с использованием данных о свойствах материала в исходном состоянии, что не обеспечивает необходимую точность.

Но для расчета напряженно-деформированного состояния на действующей конструкции необходимо точное знание всех термомеханических режимов эксплуатации либо текущей диаграммы нагружения. Знание исходных на момент изготовления конструкции механических свойств металла недостаточно, так как они в процессе эксплуатации существенно изменяются. Проведение стандартных механических испытаний на действующей конструкции невозможно, поэтому в настоящее время расчет напряженно-деформированного состояния для оценки долговечности осуществляется с использованием данных о свойствах материала в исходном состоянии, что не обеспечивает необходимую точность.

Оборудование предприятий нефтехимии и нефтепереработки работает в условиях действия механических напряжений, высоких температур и коррозионно-активных рабочих сред, инициирующих возникновение и накопление повреждений, приводящих со временем к нарушению его работоспособности. Современные методы механики деформируемого твердого тела позволяют прогнозировать долговечность конструкций на основе расчета напряженно-деформированного состояния для любой точки конструкции. Но для расчета напряженно-деформированного состояния на действующей конструкции необходимо точное знание всех термомеханических режимов эксплуатации либо текущей диаграммы нагружения. Знание исходных на момент изготовления конструкции механических свойств металла недостаточно, так как они в процессе эксплуатации существенно изменяются. Проведение стандартных механических испытаний на действующей конструкции невозможно, поэтому в настоящее время расчет напряженно-деформированного состояния для оценки долговечности осуществляется с использованием данных о свойствах материала в исходном состоянии, что не обеспечивает необходимую точность.

Но для расчета напряженно-деформированного состояния на действующей конструкции необходимо точное знание всех термомеханических режимов эксплуатации либо текущей диаграммы нагружения. Знание исходных на момент изготовления конструкции механических свойств металла недостаточно, так как они в процессе эксплуатации существенно изменяются. Проведение стандартных механических испытаний на действующей конструкции невозможно, поэтому в настоящее время расчет напряженно-деформированного состояния для оценки долговечности осуществляется с использованием данных о свойствах материала в исходном состоянии, что не обеспечивает необходимую точность.

1.5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ. ДИАГРАММЫ НАГРУЖЕНИЯ ПОЛИКРИСТАЛЛИЧЕСКИХ МЕТАЛЛОВ

Диаграммы нагружения. Как отмечалось выше, механические испытания позволяют с помощью регистрируемых диаграмм нагружения определять взаимосвязь между характеристиками прочности и пластичности металла. Диаграммы не только содержат данные для расчета комплекса основных механических характеристик металла (например, Е, (Ту, (То,2, е и др.), но и отражают сложный процесс изменения его структурного состояния и свойств, т. е. позволяют изучать механизмы пластической деформации, деформационного упрочнения, разрушения и Др. [1, 47].

С другой стороны, образец обладает собственной жесткостью, равной Р/Д/уо, которая суммируется (см. рис. 1.15) с жесткостью машины; соотношение этих величин имеет важное значение при регистрации диаграммы нагружения.

На участке непрерывного нагружения замкнутой системы машина — образец влияние жесткости машины существенно не сказывается на механических свойствах образца. В случае же разгрузки, возникающей, например, после зуба текучести или при образовании шейки на образце, упруго растянутые элементы машины сжимаются, что приводит к дополнительному, поскольку машина продолжает тянуть, увеличению действующего на образец усилия, следовательно, к завышенным значениям напряжения. Такие искажения диаграммы нагружения могут иметь и принципиальное значение. Например, при недостаточной жесткости машины на диаграмме в области предела текучести зуб и площадка текучести часто вообще не выявляются. Аналогично при разгрузке, связанной с локализацией деформации в шейке, недостаточно жесткая машина будет разрушать образец при нагрузках, значительно превышающих те, которые определяются структурной подготовкой материала к разрушению и условиями его испытания. Повышая жесткость машины [ 1,45,49], можно постепенно приближаться к наиболее физически обоснованным значениям напряжения и деформации разрушения.

Диаграммы нагружения некоторых поликристаллических металлов. Типичную кривую напряжение — деформация ГЦК-поликри-сталлов обычно описывают как параболу [5, 262]:

Рассмотрим, как протекает дефор- ' мация в шейке. Данные рис. 4.2 показывают, что в отличие от равномерной 0,1 деформации, где действует принцип постоянства деформируемого объема, ^ деформация в шейке характеризуется непрерывным уменьшением этого объема. Одновременно с уменьшением рабочего объема увеличивается скорость деформации, нарастает также кривизна поверхности в шейке образца и создается в результате сложное напряженное состояние, приводящее к появлению гидростатической компоненты напряжения в схеме нагружения [7, 50, 51]. Эти дополнительные факторы могут в принципе даже исказить результаты расчета диаграммы нагружения, вернее, части, связанной с деформацией в шейке.

ответствии с этими измерениями в точке 17 диаграммы нагружения скорость деформации должна быть в 4 раза больше, чем исходная. Скорость деформации, по литературным данным [368, 369], незначительно влияет на предел текучести и нужны изменения ее на порядки, чтобы это влияние стало заметным. Однако и при таких изменениях эффект зависит еще от температуры и природы конкретного материала (тип решетки, энергия дефекта упаковки и т. д.). Результаты проведенного авторами исследования на молибдене влияния скорости деформации в интервале от 10"4 до 10~' с~~' (рис. 4.6) на пределы упругости, текучести и напряжение течения при е = 0,1 согласуются с данными указанных работ. Таким образом, можно сделать вывод, что изменение в шейке скорости деформации в пределах одного порядка может не учитываться даже при 20 °С, а при 400 °С все три порядка изменения скорости не дают эффекта. Отсюда следует, что скоростной фактор вряд ли может быть ответственным за отклонение вверх кривых упрочнения / и 3 (см. рис. 4.5).

§ 2.13. Диаграммы напряжений при сжатии................ 117

Рис. 2.20. Диаграммы напряжений при растяжении образца из пластичного материала: кривая I — диаграмма условных напряжении, кривая 2 — диаграмма истинных, напряжений.

Рис. 2.22. Диаграммы напряжений ряда металлов и сплавов: а) общий вид диаграмм; б) детали диаграмм в области малых деформаций; / — конструкционная кремниевая сталь, 2 — медь, 3 — монель, 4 — мягкая сталь, 5 — латунь, 6 — магний, 7 — алюминий высокой чистоты, отожженный [Templin R. L., Sturm R. G., Journ. Aero. Sci 7 (7), 189 —

Была рассмотрена диаграмма напряжений при растяжении пластичной стали, как достаточно характерная вообще для пластичных материалов. Вообще же у каждого из материалов в очертании диаграммы напряжений имеется некоторая специфика. На рис. 2.22 приведены диаграммы напряжений при растяжении ряда пластичных материалов.

2. Кроме диаграмм напряжений в системах осей а, е и а к строят диаграммы напряжений и в системе других осей 2): аи

§ 2.13. Диаграммы напряжений при сжатии

При испытании образца из мягкой пластичной стали характер диаграммы напряжений, примерно до возникновения текучести, такой же, как и при растяжении. При более высоких напряжениях диаграммы сжатия и растяжения оказываются различными (рис. 2.26). В процессе деформации образец укорачивается и испытывает увеличение поперечных размеров. Между опорными плитами пресса и торцами образца возникают силы трения, в связи с чем

Рас. 2.28. Диаграммы напряжений при сжатии медных цилиндров с различными отношениями d/ft [Bach С., Elasfizitat u. Festigkeit, 5. Verl., Berlin, 1905, s. 67].

Хрупкие материалы значительно лучше сопротивляются сжатию, чем растяжению. 1( На рис. 2.30 показаны диаграммы напряжений при сжатии чугуна и цементного раствора.

•5- 430 000 кГ1смг. Модули упругости некоторых других материалов показаны в ряде таблиц главы IV. Модуль упругости можно рассматривать и как угловой коэффициент прямой в начальной части диаграммы напряжений или, иначе, как тангенс угла наклона этой прямой по отношению к оси е.

Величину da/de за пределом пропорциональности называют касательным модулем. При разных о>апц величина его различна (в пределах площадки текучести практически равна нулю), но повсюду значительно меньше модуля упругости. Средняя величина касательного модуля на всем протяжении диаграммы, от предела упругости и до разрушения образца, очень мала по сравнению с модулем упругости, и в ряде случаев ее можно считать равной нулю. Это предположение равносильно принятию диаграммы напряжений в виде, изображенном на рис. 2.39. Такая диаграмма называется диаграммой идеального упруго-пластичного материала или диаграммой Прандтля 1) — по имени ученого, предложившего ее. Иногда предполагают, что диаграмма Прандтля аппроксимирует не всю действительную диаграмму напряжений пластичного материала, а лишь два участка ее — линейно-упругий и площадку текучести.




Рекомендуем ознакомиться:
Диаграммы предельных
Диаграммы растяжения
Диаграммы скоростей
Диаграммы виттенбауэра
Диаграммах изотермического
Диаграммам растяжения
Диаграмма деформации
Диаграмма изменения
Диаграмма напряжение
Дальнейших разработок
Диаграмма позволяет
Диаграмма прочности
Диаграмма состояний
Диаграмма усталости
Диаграмме изображенной
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки